Море волнуется

Антимонопольные органы Южной Кореи хотят объединить усилия со своими китайскими коллегами, чтобы обеспечить равные условия для участников контейнерного рынка перед лицом мега альянса трех крупнейших морских линий (Р3 Network). США также высказывает свое беспокойство.

Напомним, что датская Maersk Lines, крупнейшая в мире компания в сфере морских контейнерных перевозок, заключила союз с двумя своими мощными конкурентами — Mediterranean Shipping Company (Швейцария) и CMA CGM (Франция). Альянс под названием Р3 Network начнет работать уже в марте 2014 года — через независимый операционный центр совместного движения судов. При этом стороны полностью сохраняют за собой независимый маркетинг и функции обслуживания клиентов.

Как сообщает портал SeaNews со ссылкой на Fairplay, представитель корейской Комиссии по свободной торговле заявил, что одна из преследуемых целей — блокировка создания P3. «Мы направили китайским антимонопольным властям письмо с предложением действовать совместно в этом направлении», – цитируют его местные источники.

Ассоциация корейских судовладельцев также выразила свою озабоченность по поводу создания P3. «Мелкие и средние судоходные компании страдают от снижения фрахтовых ставок и роста расходов. Они опасаются, что если самый мощный альянс в шиппинге получит одобрение, это ударит по их финансовым результатам», – цитирует Fairplay представителя Ассоциации. Он отметил, что корейские компании HanjinShipping, Hyundai Merchant Marine и STX Pan Ocean обратились в Комиссию по свободной торговле с просьбой обеспечить условия для добросовестной конкуренции между большими и мелкими игроками.

Создание союза трех ведущих мировых контейнерных операторов всерьез встревожило мировых регуляторов. Ранее озабоченность по этому вопросу высказывали американцы – сейчас доля трех операторов на рынке морских грузовых перевозок уже превышает 36%, и США обеспокоены угрозой образования монополии. Так, глава Федеральной комиссии по мореходству США Марио Кордеро в декабре прошлого года специально встретился в Вашингтоне с коллегами из Евросоюза и Китая, чтобы обсудить эту проблему. По мнению американ­ских и европейских чиновников, цены на перевозимые из Азии в Америку и Европу различные товары — от компьютеров и одежды до автокомпонентов, могут существенно повыситься. «В принципе, в создании подобного альянса нет ничего особенного. Но в данном случае речь идет о его невиданных масштабах, и именно на наиболее оживленных и протяженных торговых маршрутах в Мировом океане», — подчеркнул Марио Кордеро в беседе с отраслевым изданием The Loadstar. Так, под контролем альянса трех контейнерных гигантов может оказаться до 42% всех морских перевозок между Азией и Европой, примерно 24% — между Америкой и Азией, а на трансатлантических рейсах этот показатель составит не менее 40%.

Между тем, создание альянса Р3 – это ответ на растущие проблемы индустрии морских перевозок. В первую очередь они касаются переизбытка контейнерных судов, для полноценного использования которых в мире не хватает грузов. Кроме того, стоимость необходимого им дизельного топлива за последние пять лет удвоилась и составляет сейчас примерно 700 долларов за тонну. С этими трудностями отрасль столкнулась на фоне снижения темпов роста мировой экономики. Однако, рост обеспечивается за счет торгового обмена, в первую очередь в рамках Азиатского региона, а не путем поставок из Азии в Европу. Поэтому суда европей­ских контейнерных операторов не могут быть загружены в полном объеме.

Другие новости

Все статьи